Кризисы дошкольного возраста – естественные процессы, нужные для благоприятного развития психики ребенка в дальнейшем, это своеобразные скачки на следующую ступень познания себя и условий окружающей жизни. Момент наступления кризисного возраста в каждом случае и у разных детей индивидуален.
Кризисы дошкольного возраста предварительно подразделяются на два периода с точностью до четырех-шести месяцев, раньше или позднее установленного срока.
Кризис 1 года у детей
К 1 году своей жизни у малыша уже сформировались первые понятия, появились вполне определенные потребности, а его возможности увеличились в разы :). Ведь он начинает ходить и говорить. А любые движения вызывают усиленную работу мозга. Поэтому мама замечает, что ребенок изменился.
Изменения в поведении могут быть следующие:
— активная познавательная деятельность (с увеличением двигательной активности появляется больше целей), ребенок становится более любопытным;
— учащения аффективных реакций (малыш перестает вести себя адекватно: топает ногами, кусается…) в ответ на непонимание со стороны родителей;
— непостоянство в отношении ко взрослым (благодаря вспышке самостоятельности возникает желание самому манипулировать миром вокруг, в то же время без помощи желаемые цели еще не могут быть достигнуты). Внешне это выглядит, что ребенок по-разному реагирует на общение с одним и тем же взрослым, то улыбается и радуется, то сердится и отворачивается.
— фразы и реакции ребенка носят ситуативный характер без осознания мотивов. Это выглядит как нелогичное поведение, которое в такой же ситуации в другой момент может быть совершенно другим.
Действия родителей
1. Позволить малышу исследовать окружающие его вещи и людей, комментировать его действия (происходит появление пассивного словарного запаса). Важно обеспечить максимальную безопасность при передвижениях.
2. Будет лучше постепенно вводить некоторые правила и рамки в его поведении. Для детей весь мир — игра, а зная правила, играть веселее и безопаснее. Очень мягко и почти незаметно для него корректировать его действия (кусается — быстро отстраняться и переставать играть…). Полезно поближе познакомиться с психологией детей в этом возрасте через специальную литературу.
3. Родитель должен сначала воспитать себя. Терпение и любовь — два первых правила, о которых стоит помнить всегда, ведь малыш только учится жить.
Кризис 3 лет у ребенка
Новая ступень в развитии ребенка определяется, в первую очередь, выстраиванием новых отношений со взрослыми и детьми в разных коллективах. Время рождения собственного Я.
Изменения в поведении:
— упрямство и негативизм (стремление обойти просьбы; попытки подтвердить свою значимость);
— своевольность (ребенок сам устанавливает правила поведения и образ жизни, протестуя против привычного);
ревность к матери;
возможно развитие детской депрессии вследствие длительных детских конфликтов.
Подробнее про кризис 3-х летнего возраста можно почитать ЗДЕСЬ.
Как вести себя родителям?
1. Любить дитя. Сложно совладать с собой, когда ребенок бьется в истерике. Прежде всего надо понять, что ребенок находится в непонятной для него ситуации. Только родитель может помочь ему разобраться в том, что происходит.
2. Объяснить, что чувствует сам малыш. «Ты устал», «Тебе грустно», «Ты голоден». Почему это важно? Сейчас ребенок не дает себе отчет о своем поведении. А если мама или папа объяснят ему, почему сейчас он плачет, то справиться со своим настроением ему будет проще.
3. Направлять его негативную энергию в совместную и полезную деятельность. Реакция у ребенка 3 лет вызывается ощущением самого себя слабее и менее важным для родителей. Он нуждается в объяснении, что это нормально, когда мама говорит с папой или жалеет другого ребенка. «Давай вместе пожалеем!» — Тогда он будет чувствовать себя нужным.
4. Требования и просьбы правильнее формулировать в виде альтернативы, чтобы он сам смог выбрать, как и когда выполнить их. «В какой ящик ты спрячешь куклы/конструктор — в синий или красный?»
5. Запреты и требования должны быть оправданными в глазах ребенка и произнесены твердо. Чем меньше строгих запретов сейчас, тем лучше. Постепенно они будут входить в привычку, тогда можно добавлять и новые правила.
6. Показать малышу, что взрослые его так же уважают, как и он должен уважать их: спрашивают у него разрешение, когда берут его вещь, просят помочь в несложных вещах.
7. Важно! Если началась неуправляемая истерика с захлебыванием, пережидать её не стоит. Взять на ручки, гладить, еще гладить, уйти с ребенком в уединенное место и спокойным ласковым голосом уговаривать и лелеять. Это не тот случай, когда можно игнорировать поведение детей.
Следующий кризисный возраст приходится на 6-7 лет, когда приходит время первых уроков в школьной среде
Его называют «кризисом первоклашек». Наступает он обычно в 6, иногда в 7 лет, ну а у некоторых детей даже в 5.
Что меняется в поведении ребенка?
Внутренний мир ребенка практически сформирован. А нервная система еще растет, причем скачкообразно. Ребенок считает себя большим, старается сам принимать решения, избегает ситуаций, которые ему не нравятся, пробует манипулировать взрослыми. Например, «не хочу ехать в гости, животик болит» или «А папа сказал, что мне можно конфету» (хотя с папой, конечно же, этот вопрос не обсуждался).
Поведение любимого чада снова меняется, кажется, будто ребенка кто-то подменил – ласковый и тихий может стать грубияном, раньше всем делился с мамой, сейчас «партизанит и скрытничает». Появляются взрослые страхи, страх смерти – своей или кого-то из близких; несчастного случая, ребенок начинает бояться стихийных бедствий – землетрясения, ураганов. Усиливается познавательная активность – так многое хочется узнать и попробовать.
Как вести себя родителям
1.Позволяйте ребенку самому принимать решения в несложных или знакомых ситуациях – к примеру, выбрать самому себе одежду в магазине – это для шестилетки тяжело, а вот решить, купить красную футболочку или синенькую, вполне по силам. Или выбрать блюдо на ужин – из предложенных двух, трех.
2.Поощряйте познавательную деятельность – нравятся определенные книжки, покупайте, любит смотреть передачи про животных – разрешайте и предлагайте новые. Большим подспорьем в жажде знаний становится школа, неслучайно в первом классе, как правило, успевают практически все дети.
3.Больше обсуждайте с ребенком, спрашивайте его мнение. Диктатура и авторитарный стиль воспитания плохо отразятся и на развитии, и на ваших отношениях. Разумеется, есть непоколебимые вещи – нельзя ходить зимой без шапки, нельзя поздно ложиться и т.д. Ситуации, представляющие реальную опасность здоровью или жизни, не обсуждаются, и это четко нужно до ребенка донести. Ну а во всех остальных старайтесь учитывать его мнение.
Ребенок находится в постоянном развитии. Работа мамой потому и называется одной из самых сложных, что изменения в чувствах и поведении малыша происходят незаметно для родных, и только постоянно наблюдение и общение с любимым чадом может помочь взрослому ощутить признаки кризисных моментов.
Мудрый и любящий родитель не будет вести себя сам, как ребенок, сразу наказывая малыша за провинность. «Предупредить лучше, чем лечить», — это медицинский термин как нельзя лучше подходит для родителей, чьи дети входят в познавательный изменяющийся мир под названием «Взросление».
О кризисах дошкольного возраста рассказала Нилова Маргарита.
Советую почитать:
Если старший ревнует к младшему
Как приучить ребенка к аккуратности?