Как вести себя с ребенком во время кризисов дошкольного возраста?

кризисы дошкольного возраста

Кризисы дошкольного возраста – естественные процессы, нужные для благоприятного развития психики ребенка в дальнейшем, это своеобразные скачки на следующую ступень познания себя и условий окружающей жизни. Момент наступления кризисного возраста в каждом случае и у разных детей индивидуален.

Кризисы дошкольного возраста предварительно подразделяются на два периода с точностью до четырех-шести месяцев, раньше или позднее установленного срока.

 

 

Кризис 1 года у детей

 

кризис 1 года у ребенка

 

К 1 году своей жизни у малыша уже сформировались первые понятия, появились вполне определенные потребности, а его возможности увеличились в разы :). Ведь он начинает ходить и говорить. А любые движения вызывают усиленную работу мозга. Поэтому мама замечает, что ребенок изменился.

 

Изменения в поведении могут быть следующие:

 

— активная познавательная деятельность (с увеличением двигательной активности появляется больше целей), ребенок становится более любопытным;

— учащения аффективных реакций (малыш перестает вести себя адекватно: топает ногами, кусается…) в ответ на непонимание со стороны родителей;

— непостоянство в отношении ко взрослым (благодаря вспышке самостоятельности возникает желание самому манипулировать миром вокруг, в то же время без помощи желаемые цели еще не могут быть достигнуты). Внешне это выглядит, что ребенок по-разному реагирует на общение с одним и тем же взрослым, то улыбается и радуется, то сердится и отворачивается.

— фразы и реакции ребенка носят ситуативный характер без осознания мотивов. Это выглядит как нелогичное поведение, которое в такой же ситуации в другой момент может быть совершенно другим.

 

Действия родителей

 

1. Позволить малышу исследовать окружающие его вещи и людей, комментировать его действия (происходит появление пассивного словарного запаса). Важно обеспечить максимальную безопасность при передвижениях.

2. Будет лучше постепенно вводить некоторые правила и рамки в его поведении. Для детей весь мир — игра, а зная правила, играть веселее и безопаснее. Очень мягко и почти незаметно для него корректировать его действия (кусается — быстро отстраняться и переставать играть…). Полезно поближе познакомиться с психологией детей в этом возрасте через специальную литературу.

3. Родитель должен сначала воспитать себя. Терпение и любовь — два первых правила, о которых стоит помнить всегда, ведь малыш только учится жить.

 

Кризис 3 лет у ребенка

 

кризис трехлетнего возраста

 

Новая ступень в развитии ребенка определяется, в первую очередь, выстраиванием новых отношений со взрослыми и детьми в разных коллективах. Время рождения собственного Я.

 

Изменения в поведении:

 

— упрямство и негативизм (стремление обойти просьбы; попытки подтвердить свою значимость);

— своевольность (ребенок сам устанавливает правила поведения и образ жизни, протестуя против привычного);

ревность к матери;

возможно развитие детской депрессии вследствие длительных детских конфликтов.

Подробнее про кризис 3-х летнего возраста можно почитать ЗДЕСЬ.

Как вести себя родителям?

 

1. Любить дитя. Сложно совладать с собой, когда ребенок бьется в истерике. Прежде всего надо понять, что ребенок находится в непонятной для него ситуации. Только родитель может помочь ему разобраться в том, что происходит.

2. Объяснить, что чувствует сам малыш. «Ты устал», «Тебе грустно», «Ты голоден». Почему это важно? Сейчас ребенок не дает себе отчет о своем поведении. А если мама или папа объяснят ему, почему сейчас он плачет, то справиться со своим настроением ему будет проще.

3. Направлять его негативную энергию в совместную и полезную деятельность. Реакция у ребенка 3 лет вызывается ощущением самого себя слабее и менее важным для родителей. Он нуждается в объяснении, что это нормально, когда мама говорит с папой или жалеет другого ребенка. «Давай вместе пожалеем!» — Тогда он будет чувствовать себя нужным.

4. Требования и просьбы правильнее формулировать в виде альтернативы, чтобы он сам смог выбрать, как и когда выполнить их. «В какой ящик ты спрячешь куклы/конструктор — в синий или красный?»

5. Запреты и требования должны быть оправданными в глазах ребенка и произнесены твердо. Чем меньше строгих запретов сейчас, тем лучше. Постепенно они будут входить в привычку, тогда можно добавлять и новые правила.

6. Показать малышу, что взрослые его так же уважают, как и он должен уважать их: спрашивают у него разрешение, когда берут его вещь, просят помочь в несложных вещах.

7. Важно! Если началась неуправляемая истерика с захлебыванием, пережидать её не стоит. Взять на ручки, гладить, еще гладить, уйти с ребенком в уединенное место и спокойным ласковым голосом уговаривать и лелеять. Это не тот случай, когда можно игнорировать поведение детей.

 

Следующий кризисный возраст приходится на 6-7 лет, когда приходит время первых уроков в школьной среде

 

детский дошкольный кризис 6-7 лет

 

Его называют «кризисом первоклашек». Наступает он обычно в 6, иногда в 7 лет, ну а у некоторых детей даже в 5.

 

Что меняется в поведении ребенка?

 

Внутренний мир ребенка практически сформирован. А нервная система еще растет, причем скачкообразно. Ребенок считает себя большим, старается сам принимать решения, избегает ситуаций, которые ему не нравятся, пробует манипулировать взрослыми. Например, «не хочу ехать в гости, животик болит» или «А папа сказал, что мне можно конфету» (хотя с папой, конечно же, этот вопрос не обсуждался).

Поведение любимого чада снова меняется, кажется, будто ребенка кто-то подменил – ласковый и тихий может стать грубияном, раньше всем делился с мамой, сейчас «партизанит и скрытничает». Появляются взрослые страхи, страх смерти – своей или кого-то из близких; несчастного случая, ребенок начинает бояться стихийных бедствий – землетрясения, ураганов. Усиливается познавательная активность – так многое хочется узнать и попробовать.

 

Как вести себя родителям

 

1.Позволяйте ребенку самому принимать решения в несложных или знакомых ситуациях – к примеру, выбрать самому себе одежду в магазине – это для шестилетки тяжело, а вот решить, купить красную футболочку или синенькую, вполне по силам. Или выбрать блюдо на ужин – из предложенных двух, трех.

 

2.Поощряйте познавательную деятельность – нравятся определенные книжки, покупайте, любит смотреть передачи про животных – разрешайте и предлагайте новые. Большим подспорьем в жажде знаний становится школа, неслучайно в первом классе, как правило, успевают практически все дети.

 

3.Больше обсуждайте с ребенком, спрашивайте его мнение. Диктатура и авторитарный стиль воспитания плохо отразятся и на развитии, и на ваших отношениях. Разумеется, есть непоколебимые вещи – нельзя ходить зимой без шапки, нельзя поздно ложиться и т.д. Ситуации, представляющие реальную опасность здоровью или жизни, не обсуждаются, и это четко нужно до ребенка донести. Ну а во всех остальных старайтесь учитывать его мнение.

 

Ребенок находится в постоянном развитии. Работа мамой потому и называется одной из самых сложных, что изменения в чувствах и поведении малыша происходят незаметно для родных, и только постоянно наблюдение и общение с любимым чадом может помочь взрослому ощутить признаки кризисных моментов.

Мудрый и любящий родитель не будет вести себя сам, как ребенок, сразу наказывая малыша за провинность. «Предупредить лучше, чем лечить», — это медицинский термин как нельзя лучше подходит для родителей, чьи дети входят в познавательный изменяющийся мир под названием «Взросление».

О кризисах дошкольного возраста рассказала Нилова Маргарита.

Советую почитать:

 

ревность детей к младшим

 

 

Если старший ревнует к младшему

 

 

 

как приучить ребенка к аккуратности

 

Как приучить ребенка к аккуратности?

 

 

 

Почитать еще:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *