Проект «Профессиональное выгорание педагогов-воспитателей в ДОУ»

профессиональное выгорание воспитателей детского сада

Друзья, это моя зачетная работа, которую я писала для получения зачета по теме «Психологическое консультирование» в Московском институте профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов. Тему проекта я выбрала «Профилактика профессионального выгорания у педагогов-воспитателей в ДОУ». Размещаю ее здесь, возможно, кому-то пригодится для обучения.

 

Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению «Социально-психологическое сопровождение педагогов-воспитателей с целью профилактики профессионального синдрома выгорания».

Актуальность проблемы:

 

Согласно результатам международного исследования STADA Group Health Report от 2019, 73% россиян утверждают, что испытывали когда-либо симптомы эмоционального выгорания на работе.

По данным Hays, с 2015 по 2017 год 79% опрошенных сотрудников испытывали синдром профессионального выгорания. 63% из опрошенных с симптомами выгорания планировали менять место работы.

Педагоги входят в группу риска по профессиональному выгоранию, как представители помогающих профессий. По данным опроса в программе «Я учитель», проведенного осенью 2020 года, симптомы профессионального выгорания были выявлены у 75 % российских учителей. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда.

Учитывая возросшие требования к педагогам ДОУ, массивное внедрение инновационных технологий, но при этом низкий уровень заработной платы, высокий уровень ответственности, можно предположить, что у многих педагогов-воспитателей в создавшихся условиях теряется высокая мотивация к качественному исполнению профессиональных обязанностей, падает удовлетворенность профессией и пропадает желание к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Профессиональный синдром эмоционального выгорания недавно был включен в МКБ-11.

Исходя из всего вышесказанного, оказание психологической помощи педагогам-воспитателям и проведение мероприятий по профилактике профессионального выгорания, является первоочередной задачей педагога-психолога во всех ДОУ.

Цели проекта:

 

Создание условий для профилактики синдрома профессионального выгорания (комфортная рабочая среда) и поддержка психического здоровья педагогов.

Задачи:

 

Знакомство с понятием профессионального выгорания, своевременное выявление эмоционального напряжения и дистресса у педагогов-воспитателей, выделение источников неудовлетворения рабочим процессом, обучение процессу самоанализа сотрудников, знакомство с приемами эмоциональной саморегуляции и снятию эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления и положительной оценки своей профессиональной деятельности, улучшение психологического климата в коллективе.

Ожидаемый результат:

 

Гармонизация отношений в рабочем коллективе, снижение симптомов эмоционального выгорания у сотрудников.

План проекта (Этапы реализации):

 

  1. Составление опросника для тестирования педагогов-воспитателей по Е. Малеру.
  2. Проведение тестирования, обработка результатов, проведение индивидуальных консультаций по результатам тестирования.
  3. Проведение беседы с руководством ДОУ по оптимизации рабочего пространства (создание комнаты отдыха, выделение отдельного помещения для приема пищи), оптимизация графика работы, рабочего процесса с правильным чередованием времени труда и отдыха, создания открытой и дружественной атмосферы в коллективе, мероприятия по вовлечению каждого работника в обсуждение текущих рабочих процессов и учет их мнений (создание открытой корпоративной культуры), разработка методов поощрения сотрудников.
  4. Просветительская работа: лекция о симптомах эмоционального выгорания на работе, создание и раздача брошюр по данной теме.
  5. Проведение тренингов, обучающих методам саморегуляции, релаксации (дыхательная гимнастика, визуализация, аффирмации), поиску ресурсных состояний (в том числе с использованием МАК-карт), обучение методикам избавления от негативных переживаний (техника «Ластик», метод простукивания ТЭС). См. приложение 1.
  6. Проведение игровых тренингов, направленных на сплочение и доверие  группе, развитию командных навыков, формирование позитивного Я-образа. См. приложение 2.

 

Приложение 1.

Обучение участников тренинга методам релаксации:

 

1.Метод Джекобсона (прогрессивная релаксация). Прогрессивная (последовательная) мышечная релаксация — это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц.

2.Расслабляющая дыхательная гимнастика.

В дыхании на расслабление главную роль играет выдох. Поэтому вдыхаем на 5 счетов, выдыхаем на 7-8 счетов.

Использование Мак-карт для поиска ресурсного состояния или решения волнующей проблемы:

 

Используемые колоды: в женском коллективе колода «Про тебя, метафора женской идентичности», в женском или смешанном коллективе можно использовать колоду «Emotions».

Описание методики: каждому из участников тренинга выдается вся колода по очереди. Из колоды нужно выбрать 2 карты в открытую: 1-я карта – «Как я себя ощущаю сейчас» и 2-я: «Как я хочу себя ощущать». Третья карта выбирается в закрытую – она покажет ресурс для достижения желаемого состояния. Выбранные карты фотографируются на телефон и кладутся обратно в колоду. Затем колода передается следующему участнику. После того, как все участники выбрали свои карты, проводится обсуждение – почему сейчас я ощущаю себя именно так, как я хочу себя чувствовать, какое решение проблемы предлагает закрытая карта.

Техника «Ластик» на избавление от негативных эмоциональных переживаний

 

Участники тренинга под расслабляющую музыку закрывают глаза. 1-2 минуты глубоко дышат с удлиненным выдохом. Затем надо представить белый экран, на котором нарисована или сфотографирована беспокоящая проблема (символ проблемы). Затем в воображении мы берем ластик и стираем изображение проблемы на экране. Выполнение техники сопровождается чувством эмоционального облегчения.

ТЭС (техника эмоциональной свободы)

 

Подробно описание техники представлено в книге Крэйг Гари «Техника эмоциональной свободы. Акупрессура и депрограммирование подсознания». Обучению этой технике стоит посвятить целый тренинг. После обучения каждый из участников сможет легко справляться с сильными негативными эмоциями (гнев, страх, паника, раздражение) и многими психосоматическими симптомами (головной болью, тошнотой и т.д).

Приложение 2.

Игровая техника «Узнай рисунок»

 

Техника помогает участникам тренинга лучше узнать друг друга, дает мотивацию к совместной работе.

Каждому участнику раздается лист А4 и цветные карандаши. Участникам предлагается нарисовать себя согласно своему восприятию себя в данном коллективе. Рисунки не подписываются. Затем из пачки достается каждый рисунок. показывается всем участникам и проводится обсуждение: кто изображен на рисунке и почему. После обсуждения этого рисунка дается слово автору (при желании), чтобы он мог рассказать, почему нарисовал себя именно так.

Психологическая игра «Плюс на минус»

 

Игра способствует формированию позитивного «образа Я» у участников, помогает создать атмосферу тепла и доверия в коллективе.

Описание: Участники рассаживаются в кружок. Каждому дается листок и ручка. На листке нужно написать какое-то свое отрицательное качество. Затем листок дается соседнему участнику, который читает это качество вслух, а потом говорит: «Зато ты (указывает какое-либо положительное качество коллеги, которое он заметил. Или даже несколько). И так по кругу, пока все участники не будут охвачены.

Упражнение «Все в ваших руках»

 

Цель упражнения – сблизить участников за счет телесного контакта.

Участники разбиваются на пары. По команде ведущего участники в паре делают 1 задание. После выполнения задания создается новая пара, и так далее по кругу, чтобы каждый участник повзаимодействовал со всеми. Задания даются такого плана: поздороваться при помощи рук, помирится при помощи рук, утешить при помощи рук, и т.д.

Статьи по теме:

эмоциональное истощение

 

Как сверхчувствительным людям справляться с эмоциональным истощением?

 

 

кризисы дошкольного возраста

 

Как вести себя с ребенком во время кризисов дошкольного возраста?

 

 

 

психология детского рисунка

 

Психологическая диагностика по детскому рисунку

 

 

Почитать еще:

Комментарии 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *