«Все мы родом из детства» — цитата Антуана де Сент Экзюпери, ставшая афоризмом. Начало из детства берут многие особенности нашей личности и нашего поведения. Зигмунд Фрейд вообще все неудачи объяснял неправильными отношениями с родителями. Такое важное качество как успешность тоже напрямую связано с нашими детскими переживаниями и с тем, как нас воспитывали.
Современная психология выделяет ряд причин неуспешности взрослого человека и проблем с самооценкой, которые определяются детскими годами. В этой статье мы рассмотрим эти причины, которые смогут уберечь родителей от роковых ошибок.
Итак, что не надо делать родителям, чтобы ребенок вырос успешным
Постоянные сравнения не в пользу ребенка
Атмосфера здоровой конкуренции подстегивает к новым свершениям и дает дополнительный стимул к развитию. Это, безусловно, так. Однако соревновательный компонент становится основой для новых свершений только для зрелой личности с устойчивой самооценкой. В случае с ребенком такая тактика воспитания дает обратный эффект.
Ребенок, которого сравнивают с другими, чувствует себя неуверенным и недостойным, а это мало способствует успешности. Кроме того, подобная модель остается с человеком, и во взрослой жизни он продолжает сопоставлять себя, свою внешность, свои способности, свои достижения с другими. Следствием такого воспитания становится то, что человек воспринимает любого более успешного, как потенциальную угрозу, и осознанно или неосознанно вступает с ним в борьбу. Выбирая для сравнения более удачные «экземпляры» человек может загнать себя в глубокую депрессию и так и не суметь достичь адекватной самооценки.
Воспитание беспомощности и позиция жертвы
Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей воспитывает в детях зависимость и отсутствие способности принимать самостоятельные решения. Стремление родителей контролировать каждый шаг ребенка, не дать ему совершить собственные ошибки и получить опыт приводит к тому, что у личности развивается не только ощущение собственной никчемности, но и, так называемая, позиция жертвы. При такой позиции человек видит причину всех переживаний, проблем и неудач не в себе, а вовне, склонен обвинять во всем кого угодно, только не самого себя. Такое положение позволяет «жертве» оставаться пассивной, не прикладывать никаких усилий к изменению ситуации.
Завышенные стандарты и ожидания
Страх разочаровать – очередное препятствие на пути человека к успешности. Рождается этот страх зачастую по вине родителей, которые предъявляли к своему ребенку слишком высокие требования. Чувство вины и стыда за невыполненные требования преследует человека во взрослой жизни и не дает ему гармонично развиваться.
Постоянное недовольство родителей, отвержение его успехов и акцент на неудачах воспитывают в ребенке заниженную самооценку, отсутствие самостоятельности и неуверенность в своих силах. Причины такого поведения родителей могут быть самыми разными, наиболее распространенной из них является нежелательная беременность. Однако результат всегда один – ребенок, воспитанный таким взрослым так же не может принять себя и испытывает постоянное чувство вины.
Самоуничижение и самобичевание из-за того, что вы «не дотягиваете», страх оказаться не на высоте заставляет избегать ситуаций, которые могли бы стать источником развития.
Заложенная установка на неудачу
Если ребенку с самого младенчества внушали, что он неудачник и ни на что не способен, а самой частой фразой, которую он слышал в свой адрес, была: «Ничего хорошего из тебя не выйдет», то повзрослев, он вряд ли сможет стать успешным в какой-то сфере. Намертво засевшее и «записанное на подкорку» убеждение будет мешать ему раскрыть свой потенциал и достичь реализованности. В этом случае справиться с ситуацией и изменить установку на адаптивную поможет глубокий самоанализ или работа с психотерапевтом.
Потребительское отношение со стороны родителей
«Мой ребенок – что хочу, то и делаю» — такую фразу можно часто услышать от родителей. В этом случае ребенок для родителей является не самостоятельной личностью, заслуживающей уважения, а их собственностью или даже рабом, который должен удовлетворять их потребности. В частности: помогать по дому, реализовывать их мечты, быть предметом хвастовства перед друзьями и т.д. Такие дети, вырастая, зачастую совсем не понимают, кто они такие на самом деле, что им нравится, в чем они талантливы. Они живут чужой жизнью, а не на своем месте сложно добиться успеха. А если внешний успех все-таки приходит, внутренняя неудовлетворенность все равно остается.
Все эти варианты поведения родителей, так или иначе, формируют в ребенке неадаптивное самотношение и низкую самооценку, которое и является причиной неудач во взрослом возрасте.
О роли воспитания в развитии успешности рассказала Степичева Татьяна.
Советую посмотреть:
Как правильно воспитывать девочку?
Как научить ребенка правильному отношению к деньгам?
Разумеется, воспитание на все влияет. А уж на успешность тем более. Но все-таки, взрослом возрасте, человек берет бразды правления жизнью в свои руки.
Галина, да. Но, опять же, воспитание влияет и на то, насколько взрослый человек способен взять все в свои руки.
Согласна со статьей, все истоки неудач во взрослой жизни нужно искать в детстве. Главное, чтобы ребенок был уверен в себе, знал, что все у него получится и все проблемы решаемы. Ну и чтобы с нервной системой у него все было нормально. Невротикам сложно преуспеть. Как и тревожным людям.